История села

 

 

 

Домашняя Авторский курс Новости Информация о школе Итоговая аттестация Духовно-просветительский центр Управляющий совет Химико-биологический профиль История села История школы Методики Методические разработки Личные страницы педагогов Фотографии Педколлектив

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мой край - родная Белгородчина! Его красота привлекала к себе ни одно поколение племён и народов не только в глубокой древности, но и сегодня. Среди этой необъятной красоты лесного царства, просторов жнивья, заросших оврагов и лощин, среди щебета и трелей птиц и возвещающего крика сохатого, в течении небольшой речки, которая является притоком - ” сестричкой” маститого Оскола, в древности именуемого Рось, в Чернянском районе расположилась небольшая в прошлом слобода, а ныне село Ольшанка.Ольшанка! Какое прекрасное созвучие! Какое красивое место:
Природа одарила это место
Прекрасным деревом ольхой,
Оно ведь любит там, где тесно
И дружит с вербой и лозой.
И главным свойством обладая,
При обнажении коры,
Она окраску изменяет,
Как хамелеоны у норы.
А наши предки из ольхи
Изготовляли бочки и смычки
Колодезные срубы и шахтные подпруги.
В корнях ольхи такая сила:
Обогащает слой земли,
Её серёжки так красивы-
Ещё - целебные они!

Ольшанка! Какой она была в далёком прошлом? Кто мы, её жители, откуда пришли? Где же её истоки? Первые раскопки, проводимые в селе Ольшанка, относятся к 1964-1965 годам. Они были произведены историком-любителем, учителем Ольшанской средней школы Тупицыным Павлом Ивановичем. “Всё началось с того, что ребята нашли каменные орудия труда и принесли в школу, - рассказывает Павел Иванович - это место находилось в селе Петропавловка, в восьмистах метрах к юго-западу от села Ольшанка. Мы вместе с ребятами раскопали большой слой земли и обнаружили кремневые орудия, каменные, в виде молотка, и даже глиняные изделия - ныне они хранятся в краеведческом музее нашей школы. Нас поразили эти находки, и я решил написать в Москву в Академию Наук СССР. Приехала комиссия по рассмотрению этого открытия, и оказалось, что находки каменного века Петропавловского городища свидетельствуют о том, что люди жили здесь в середине II-I тысячелетия до нашей эры”. Оказывается, в Белгородском крае существовала так называемая ямочно-гребенчатая культура, которая является частью Европейского неолита. Носителями этой культуры были мордовские племена. Эти племена формировались в междуречье Оки и Волги на основе местного финоязычного населения. Основу их составили потомки ананьинцев, позднегородецких племён - предков мордвы. В эпоху бронзового века (II тысячелетие до н. э.) началось постепенное переселение финно-язычных племён, в частности племени эрзи, к югу до бассейна реки Суры, которые вошли в состав большой группы племён сарматов-роксолан. Так эти племена появились в пределах нашего края и в селе Ольшанка, хотя топонимически наше село ещё не существовало.Спокойную и размеренную жизнь этих племён нарушило нашествие скифов-иранцев в VIII веке до н. э. и почти на полтысячелетия заморозило развитие этих племён. Только в 179 году до н. э. царь роксолан Гатал Великий, собрал огромную конницу, хорошо вооруженную и защищённую от стрел кольчугами из плошек конских копыт, перешёл Северский Донец как договорной рубеж и разгромил скифов. Какие только племена и народы не проживали в нашем Чернянском крае!?Здесь побывали скифы ещё задолго до нашей эры: сарматы, печенеги, половцы; а с VIII века - аланы, вытесненные арабами с Кавказа и поселившиеся вдоль реки Оскол. В XIII веке проходят по нашей территории манголо-татары, во главе с ханом Батыем.После распада Золотой Орды наш край подвергался нашествию крымских татар и Ногайской орды, кочевавшей в Приазовье. Настало время объединения русских земель вокруг Москвы. В XVI веке территория Белгородчины и всего Курско-Белгородского края стала играть самую важную роль в защите южных и юго-западных рубежей Российского государства. В 1503 году наш край вошёл в состав Российского государства, но он был ещё пустынным, тогда он получил название “Дикого поля”. Земли нашего села тоже входили в эту пустошь, т. е. были незаселёнными. С целью защиты южных рубежей Правительство Российского государства стало создавать укреплённые линии - засечные черты или полосы, валы, лесные засеки. Здесь проходила южная граница Московского государства - знаменитый Турецкий вал, заслон против набегов турок, а потом крымских татар. В то время это была самая охранительная мера восточных славян (северян). Высылали в степь за сотни вёрст заставы для наблюдения за противником от среднего течения реки Оскол до впадения его в Северский Донец. Московское правительство поселяло в приграничье выходцев с Украины, оказывало им материальную поддержку землёй и кормовыми деньгами, даже предоставляло налоговые льготы, но вменяло в обязанность защищать границы. Так в XVII веке на территорию “Дикого поля” прибыли первые поселенцы по охране южных границ Русского государства из Московии. Их называли у нас на селе москалями - русское население, прибывшее во времена Ивана Грозного. Образовались русские сёла: Русская Халань, Кочегуры, Прилепы, Волотово. И только фамилии русских предков Сбитневы, Скуратовы, Юшины, Потаповы, Толмачёвы говорят о московских людях, несших сторожевую службу.Спасались в наших краях и беглые крепостные крестьяне от польско-литовского гнёта с левобережья Днепра. Особенно много было украинцев-черкесов, прозванных хохлами. Сухинины, Бондаренко, Гончаровы, Петренко, Нечесы, Мандрощенко, Пивоваровы - эти фамилии говорят о наших украинских предках. До 1933 года в нашей школе учили украинский язык, пели украинские песни, одевались в украинские одежды и учили украинскую литературу наравне с русской. Хохлам отвели для поселения неудобные земли: пески, холмы, бугры. Чернозёмные земли были распаханы и заняты москолями. В нашем селе до сих пор сохранился украинский говор, такой мягкий, певучий. Селились украинцы вдоль реки Ольшанец. Меловые обнажения берегов отражались в быстротекучей, ещё в то время прозрачной воде. Ну разве от такой красоты не запоёт душа?!История нашего села была всегда неотъемлема от истории России: «смутные времена», «отмена крепостного права», революционное движение, создание колхозов, Великая Отечественная война… Каждая страница истории наложила свой отпечаток на жизнь села. Нынешнее поколение не знает, что недостроенная булыжная дорога на поселок Чернянка, проходящая через Красный Остров, строилась специально для сапожной мастерской села Ольшанка. В этой сапожной мастерской выпускалось в день 1000 пар сапог для гвардейских полков Петербурга. Это заметный вклад жителей нашего села в оборону страны.Большое зажиточное село, насчитывавшее до Великой Отечественной войны около четырех тысяч жителей, потеряло в войну 603 человека. Постепенно село беднело, большинство его жителей, поддержав призыв Родины, участвовали в освоении целинных земель, строительстве новых городов и промышленных предприятий.Казалось, что село приходит в упадок, как многие из русских сел. Но история распорядилась по-своему: в жизнь села влились переселенцы из бывших республик СССР. По-доброму встретили их жители села. Трудовые руки всегда ценились на селе. Душа человека не может зачерстветь и остаться равнодушной к красоте природы такого края, как наш. Так создаются строки, вышедшие из глубины души, из сердца человека.


 

Сайт средней общеобразовательной школы с. Ольшанка
Сайт управляется системой uCoz