Методики

 

Домашняя Авторский курс Новости Информация о школе Итоговая аттестация Духовно-просветительский центр Управляющий совет Химико-биологический профиль История села История школы Методики Методические разработки Личные страницы педагогов Фотографии Педколлектив

Программа эксперимента по внедрению технологии Б.С. Дыхановой в преподавании литературы

1. Обоснование актуальности эксперимента. Причиной, побудившей образовательное учреждение обратиться к обучению по технологии Б.С. Дыхановой является сложная ситуация, сложившаяся в школьном литературном образовании, когда вместо любви к классическому наследию учащимся прививается стойкое равнодушие.В многочисленных современных программах по литературе общим требованием является системность прохождения материала и глубокий анализ содержания художественного произведения. Однако, исследования показали, что, например, в программах под ред. Т.Ф. Курдюмовой или под ред. Г.И. Беленького, Ю.Н. Лысого на одну единицу списочного состава художественных текстов приходится в 5 – 8 классах не более 50-60 минут, а в 9-10 классах – еще меньше. В 11 классе эта цифра оказалась равна 24 минутам. Данная статистика объясняет планомерное несанкционированное сокращение списка программных текстов в учительской практике. Учитель-словесник вынужден пожертвовать одними художественными текстами, проходя их обзорно в пользу более подробного изучения других, необходимых для экзаменационных работ.Художественный текст, востребованный в основном для пересказа в 5-7 классах, в старших выполняет «подсобную» роль. Изучается на деле информация о художественном тексте: она и является материалом для литературного образования. Само художественное произведение присутствует опосредованно в воспроизводимых сюжетах, определениях «темы» и «идеи», характерах героев.Средства, которыми учителя-словесники пользуются при работе с художественным текстом: «слово учителя», содержащее нужную информацию и эмоционально окрашенное личным переживанием; учебник, где все написано про «проходимый» художественный текст; домашнее задание – все эти средства являются малопродуктивными, не достигают искомой цели, так как в результате многолетних усилий учителей их выпускники на экзаменах вновь и вновь пересказывают сюжеты и переписывают в своих сочинениях «чужие слова».В слове учителя, как правило, вместо информации к размышлению излагается «чужая» точка зрения. Установка «выслушай – запомни – воспроизведи», лежащая в основе репродуктивного обучения отвергнуто развивающим обучением. По данным психологической науки, услышанное усваивается лишь на 15%, увиденное – на 35%. Иными словами, даже при самом высоком качестве сообщаемой в «слове учителя», в учебнике информации, информационные потери неизбежны и составляют 40%. Между тем, именно принцип «выслушай – запомни – воспроизведи» в организации образовательного процесса на уроке литературы является господствующим.Трудно не согласиться с тем, что искусство слова обладает огромной, несравненной силой внушения и является кладезем многовековой мудрости народов. Но для реализации этих потенциальных возможностей самого художественного текста необходимы непосредственное его прочтение и трансформация художественных идей автора в собственное понимание их сущности (подробнее)

Отчёт по экспериментальной работе
 

     Презентация педагогического опыта Н.В. Кузуб  

Сайт средней общеобразовательной школы с. Ольшанка
Сайт управляется системой uCoz