|
Программа эксперимента
по внедрению технологии Б.С. Дыхановой в преподавании литературы
1. Обоснование актуальности эксперимента. Причиной, побудившей образовательное
учреждение обратиться к обучению по технологии Б.С. Дыхановой является сложная
ситуация, сложившаяся в школьном литературном образовании, когда вместо любви к
классическому наследию учащимся прививается стойкое равнодушие.В многочисленных
современных программах по литературе общим требованием является системность
прохождения материала и глубокий анализ содержания художественного произведения.
Однако, исследования показали, что, например, в программах под ред. Т.Ф.
Курдюмовой или под ред. Г.И. Беленького, Ю.Н. Лысого на одну единицу списочного
состава художественных текстов приходится в 5 – 8 классах не более 50-60 минут,
а в 9-10 классах – еще меньше. В 11 классе эта цифра оказалась равна 24 минутам.
Данная статистика объясняет планомерное несанкционированное сокращение списка
программных текстов в учительской практике. Учитель-словесник вынужден
пожертвовать одними художественными текстами, проходя их обзорно в пользу более
подробного изучения других, необходимых для экзаменационных работ.Художественный
текст, востребованный в основном для пересказа в 5-7 классах, в старших
выполняет «подсобную» роль. Изучается на деле информация о художественном
тексте: она и является материалом для литературного образования. Само
художественное произведение присутствует опосредованно в воспроизводимых
сюжетах, определениях «темы» и «идеи», характерах героев.Средства, которыми
учителя-словесники пользуются при работе с художественным текстом: «слово
учителя», содержащее нужную информацию и эмоционально окрашенное личным
переживанием; учебник, где все написано про «проходимый» художественный текст;
домашнее задание – все эти средства являются малопродуктивными, не достигают
искомой цели, так как в результате многолетних усилий учителей их выпускники на
экзаменах вновь и вновь пересказывают сюжеты и переписывают в своих сочинениях
«чужие слова».В слове учителя, как правило, вместо информации к размышлению
излагается «чужая» точка зрения. Установка «выслушай – запомни – воспроизведи»,
лежащая в основе репродуктивного обучения отвергнуто развивающим обучением. По
данным психологической науки, услышанное усваивается лишь на 15%, увиденное – на
35%. Иными словами, даже при самом высоком качестве сообщаемой в «слове
учителя», в учебнике информации, информационные потери неизбежны и составляют
40%. Между тем, именно принцип «выслушай – запомни – воспроизведи» в организации
образовательного процесса на уроке литературы является господствующим.Трудно не
согласиться с тем, что искусство слова обладает огромной, несравненной силой
внушения и является кладезем многовековой мудрости народов. Но для реализации
этих потенциальных возможностей самого художественного текста необходимы
непосредственное его прочтение и трансформация художественных идей автора в
собственное понимание их сущности (подробнее)
Отчёт по экспериментальной работе
Презентация педагогического опыта Н.В. Кузуб
|
|